Храм в честь Рождества Христова пгт. Прогресс

Карта сайта

Икона дня

Календарь

Нажмите на икону, чтобы просмотреть православный календарь!

Школьники Прогресса начали изучение «Основ православной культуры»

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Родителям будущих выпускников начальных школ поселков Прогресс и Новорайчихинска в конце каждого учебного года  предлагается на выбор  шесть модулей курса. Первыми из  четырех школ муниципального образования в школе № 12 начали преподавать  модуль «Основы православной культуры». В этом учебном году к ним присоединилась школа № 20.

Мы беседуем с учителем начальных классов и преподавателем ОРКСЭ школы № 20 Ларисой Анатольевной Туровой.

- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе ведется не первый год. Вначале, предпочтение отдавалось модулю «Светская этика».

Для того, чтобы начать преподавание я прошла  курсы повышение квалификации по теме: «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Безусловно,  данные курсы были необходимы. Предмет ОРКСЭ был для меня абсолютно новым  и вызвал множество вопросов, начиная от методики преподавания и заканчивая содержанием УМК.

В 2018-2019 учебном году, по выбору учащихся, их родителей, законных представителей был введен модуль «Основы православной культуры». В 4 классе выбрали изучение данного курса 5 учащихся.

- Предмет ОРКСЭ Вы преподаете первый год. С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Наиболее сложным для меня было помочь учащимся почувствовать необходимость этих занятий, вовлечь в изучение курса, заинтересовать. Для того, чтобы ребята позитивно отнеслись к этому курсу, мы договорились не употреблять слово «урок», а называть – «совместными встречами». Казалось бы, мелочь, но это повлияло, в первую очередь, на то, что на занятиях они стали свободно высказывать свое мнение. У них не было страха ответить неправильно. На уроках ОРКСЭ – безотметочная система. Оценить нравственную позицию ребенка отметкой невозможно.

Есть и трудности. Отсутствуют рабочие тетради по предмету. Учебники, на мой взгляд, по своему содержанию не соответствуют возрастной категории 9-10 лет. Дети отдают предпочтение наглядным средствам обучения.

- Очень часто родители задают вопрос: «Какую задачу преследует изучение модуля «Основы православной культуры»?

- Курс Основ православной культуры рассматривает духовные традиции жизни нашего народа в Православии. Ребенок получит в ходе этого предмета много интересных уникальных знаний. Но главную задачу курса разработчик модуля, протодиакон Андрей Кураев, определил так: ребенок должен научиться реагировать не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть и уметь прислушиваться к ней в своей жизни. Вот, к примеру, какие темы будут рассматриваться на уроках: «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Подвиг». Кстати, такие понятия, как «душа», «совесть», «покаяние» являются в Православии ключевыми понятиями. Почему? Об этом и идет речь на страницах учебника.

Такая постановка вопроса, когда школьнику преподается не только определенный объем знаний, но и навыки духовно-нравственного поведения, вполне согласуется с проектом новых Федеральных государственных стандартов общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

- Методика преподавания изменилась?

- В преподавании этого предмета, безусловно, необходим творческий подход. Подходит  использование проектной деятельности. Дети сами ищут ответы на поставленные вопросы, а учитель направляет их.

Каждую тему мы стараемся рассмотреть с разных сторон: все термины разбираем  с точки зрения их происхождения, говорим о проблеме с исторической точки зрения, находим ответы в литературных произведениях.  Работаем с пословицами и поговорками, притчами. Ребята готовят сообщения, работая в группах, оформляют стенгазеты по теме урока.

- Лариса Анатольевна, напомните,  как происходит выбор того или иного модуля предмета ОРКСЭ для учащихся 4-х классов?

- Сегодня в школах уже проводятся родительские собрания для родителей  и детей будущих учащихся 4-х классов.  Им предстоит выбрать один модуль для своего ребенка.  Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

Мне хочется лишь добавить: Уважаемые родители! Содержание любого модуля из курса ОРКСЭ будет влиять на формирование мировоззрения вашего ребенка. Каким он вырастет? Как сложится его дальнейшая жизнь? Что для него будет главным, что второстепенным? В конце концов, какова будет ваша старость: благополучной или полной слез и поздних сожалений, зависит, прежде всего, от качества и направления воспитания ваших детей, а уже потом от объема полученных знаний и других факторов. Изучение модуля Основ православной культуры может повлиять на вашего ребенка только положительно.

- Спасибо за беседу.