Храм в честь Рождества Христова пгт. Прогресс

Карта сайта

Икона дня

Календарь

Нажмите на икону, чтобы просмотреть православный календарь!

Архив

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

История Албазинской иконы Божьей Матери «Слово Плоть Бысть»

22 марта, амурчане отметили праздник Албазинской иконы Божьей Матери «Слово Плоть Бысть».  Этот день был включен в число памятных дат, отмечаемых в регионе. Албазинская Божья Матерь считается заступницей и защитницей амурчан: воинов, строителей, тех, кто просит о здоровье, исцелении близких от недугов или о семейном счастье.

Из исследования, посвященного Албазинской иконе, игумен Игнатий (Николай Чигвинцев), настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в пгт Магдагачи. По образованию он не историк, а физик, информацию собирал по крупицам: архивные документы, старинные церковные записи, свидетельства амурчан.

Сибирская семья икон

Отец Игнатий рассказывает: откуда принес иеромонах Гермоген в середине XVII века на Лену, а затем и на Амур три чудотворные иконы — Спаса Нерукотворного, «Слово Плоть Бысть» (будущую Албазинскую) и святителя Николая Чудотворца — неизвестно. Как практически ничего не известно о происхождении и самого старца. Но масштабы его личности и совершенных им дел дают основания предположить, что его положение в обществе до принятия монашества было высоким, как и уровень образования.

— Небезосновательны предположения, что 1654 год, когда в Москве появился опальный Ерофей Хабаров, до того уже покорявший приамурские границы, стал переломным в судьбе иеромонаха Гермогена, — рассказывает отец Игнатий. — Патриарх Никон в то время был на пике славы, и вопрос укрепления Руси на даурских рубежах не мог его не взволновать.

Фонд сибирской иконописи тех времен складывался из икон, привезенных казаками или высшими сибирскими духовными властями (или написанных по указанию последних), царских даров первым восточным церквям и монастырям, домовых икон первых поселенцев. Сюжет Албазинской иконы — молящаяся Божья Матерь с Младенцем во чреве — слишком сложен для казачьих икон, замечает отец Игнатий. Но качество иконописи все же не позволяет отнести ее к царским дарам. Для домовой иконы она великовата. Значит, вероятнее всего, она написана по наставлению духовных властей Сибири. И, скорее всего, кем-то из привезенных в эти места мастеров: стиль письма близок северной школе иконописи.

— Сюжет и название «Слово Плоть Бысть», — продолжает настоятель, — стали отражением евангельского повествования от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…»

Как отмечает он, вера русских первопроходцев в попрание смерти Христом отразилась и в названиях возводимых ими часовен, церквей, монастырей, и в традиционных изображениях на их знаменах: на одной из сторон стяга обязательно была изображена икона Знамения, столь близкая иконе «Слово Плоть Бысть».

Хранительница восточной крепости

Икона «Слово Плоть Бысть» в Албазине пребывала не всегда. Ее надолго увозили в Благовещенск, она «путешествовала» по Дальнему Востоку, по Сибири, по российскому западу. Но вернулась все-таки в Албазино, откуда ведется история совершенных ею чудес.

Одно из таковых упоминается в связи со второй осадой Албазинской крепости маньчжурами в 1686 году. Защитников острога маньчжурская гвардия вдесятеро превосходила по численности, имела подавляющее превосходство в артиллерии, но победить так и не смогла. Именно во время той осады, по преданию, на поле боя явилась «белая женщина», и противники русских воинов не отважились нападать.

С тех пор, рассказывает отец Игнатий, в подобных же обстоятельствах над Амуром не раз видели «белую женщину», иногда одну, иногда с младенцем на руках, а иногда и на коне, которая всякий раз самим своим присутствием обезоруживала врагов.

В то же время, в конце XVII века, зародилась и традиция хождения с Албазинской иконой по всему Приамурью, в том числе и по воде. Казаки брали чудотворную икону с собой. Было построено и специальное Спасово судно: на нем располагалась часовня с иконой.

— По казачьим отпискам известно, что они во время надвигавшейся опасности совершали крестные ходы вокруг острогов и усердно молились и одолевали превосходящие силы врага, прежде всего силой своего духа. Примером такого героизма служит доблестная защита Ачинского и Кумарского острогов, — рассказывает отец Игнатий.

В одном ряду с Оптиной Пустынью

В 1924 году Благовещенский кафедральный собор, где хранилась тогда икона, сгорел. Святыню перенесли в часовню, а в 1938 году поместили в хранилища краеведческого музея, где она оставалась до новейшего периода российской истории. Ссылаясь на музейных работников, отец Игнатий говорит, что некоторых верующих к ней впускали и в закрытые кладовые.

Как замечает священник, в годы испытаний чудесные знамения воспринимаются людьми особенно сильно. В числе подобных чудес — так называемые обновления икон в 1920-е годы: появление на них новых изображений, другие изменения внешнего вида. Чаще всего такого рода чудеса происходили с иконами Божьей Матери, в том числе старыми списками Албазинской. В своей книге «Амурская святыня» он пишет:

«С 18 июня 1925 года стали совершаться обновления икон по всей Амурской области. В то лето была сильная засуха, горели села. Гибель от засухи хлеба насущного повелительно обращала духовные очи народа с горячей мольбой к Всевышнему. Почти во всех деревнях служились молебны, совершались крестные ходы на поля. Но дождя не было. Народ осмысливал грозящий неурожай и грядущий голод как Божие наказание за те беззакония, которые творились на Руси.

И вот в это время чудесным образом начали обновляться иконы, убеждая верующих в неотступном заступничестве Царицы Небесной за край Приамурский. <…> Церкви переполнялись молящимися. Власти находились в большом волнении. Назначались множество комиссий. “Амурская правда” ежедневно наполнялась кощунственными статьями, доказывающими, что в обновлении нет ничего чудесного, что это влияние химической реакции, развившейся благодаря засухе. Но народ этому не верил, вопрошая: “Почему же обновляются только иконы, состоящие из разных материалов, и в то те время совершенно не обновляются другие предметы?”»

Говорят, что в то время насчитывалось до 300 обновленных икон, и они помогали людям пережить трудные времена, будь то притеснения или стихийные бедствия.

Албазинская икона, одна из немногих, прошла невредимой через советские годы. В начале 1990-х она была возвращена церкви и вновь отправилась в путешествие по Дальнему Востоку уже как святыня. Побывала и на БАМе, и на морских судах.

Сейчас люди чаще обращаются к ней с просьбами о личном, семейном счастье. А отец Игнатий мечтает о другом:

— Мне бы хотелось, чтобы о нашей амурской святыне и об истории Албазинского монастыря узнало как можно больше россиян и чтобы Албазино стало одной из опорных точек для российской духовности, какими сейчас являются, например, Дивеево, Валаам, Оптина Пустынь. Первая столица Дальнего Востока, духовная в том числе, и ее святыни этого более чем достойны. Увы, сейчас их история мало кому известна, имя подвижника Гермогена забыто, могила его утеряна.

Источник: Русская планета https://rusplt.ru/society/belaya-jenschina-nad-amurom-227