Храм в честь Рождества Христова пгт. Прогресс

Карта сайта

Икона дня

Календарь

Нажмите на икону, чтобы просмотреть православный календарь!

Архив

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

«Воскресная школа - это большая семья»

Светлана Владимировна Мельникова  – преподаватель воскресной школы храма Рождества Христова, педагог по образованию, психолог.  Разговор о педагогике далеко не ограничивается ее словами об уроках, методических разработках, наглядных пособиях и т.д. Гораздо охотнее Светлана Владимировна рассказывает о просветленных глазах и серьезных лицах детей, об их неиссякаемой энергии и открытости познанию.

- Светлана Владимировна,  как Вы стали педагогом воскресной школы?

- Я родилась в семье, которая была далека  от религии.  В далекие советские времена, окончила  Благовещенский педагогический институт, став учителем русского языка и литературы. Долгое время работала в школах муниципального образования. Затем, прошла курсы психологов. Мне казалось, что в моей жизни идет все ровно и стабильно. Однако, смерть родителей повергла меня в шок, выбив из колеи повседневной размеренной жизни. Единственными, кто пришел мне на помощь в тот момент – это православные люди Прогресса. У меня появилась наставница. Ее отличительной особенностью было, есть и остается – любовь к людям.  Глядя на нее, мне хотелось продолжить свое, уже духовное, образование.  Став прихожанкой храма Рождества Христова и, учитывая мое педобразование, мне предложили два года назад нести послушание в качестве педагога воскресной школы.

На сегодняшний день в воскресной школе поселка Прогресс занимаются с детьми пять  педагогов: я, Наталья Владимировна Олейникова, Татьяна Авхалтдиновна Лысенко,   Оксана Васильевна Жогина и Лариса Викторовна Бруева.

– Наверное, сложно ответить на этот вопрос, но почему  у людей появляется желание работать с детьми?

– Действительно, сложный вопрос. Внутренне сформировался ответ, подобрать бы слова...

Во-первых, дети – это источник неиссякаемой энергии. Сейчас наши ученики стали сдержаннее, но они просто уже понимают, что воспитанные люди должны себя так вести. Раньше вбегали в класс: вот такие мы есть! Мне очень радостно видеть это.

Во-вторых, в работе лично мне очень помогает  полученное педагогическое образование. В-третьих, мне нравится эта работа…

– Расскажите, пожалуйста, о воскресной школе храма Рождества Христова. Много ли детей в ней учатся, какого они возраста?

– По сравнению с другими школами класс у нас один. Численность всегда варьируется  от 13 до 17 детей. Возраст – от 5 до 15 лет. Конечно, возрастная планка посетителей занятий  воскресной школы абсолютно условна:  на самом деле приходят мамочки и с маленькими детками.  маленькие братики и сестрички учеников. Они занимают последние ряды парт и живо участвуют в уроках. Бывают моменты, когда стоит именно родителей о чем-то спросить и задействовать их в разговоре. Ребята с интересом смотрят и слушают, что их папы, мамы или дедушки и бабушки отвечают.

Фактически у нас нет ограничений по возрасту,  мы рады всем.

– А чему учат в воскресной школе?

– Воскресная школа для детей предлагает занятия, на которых детям повествуется о христианской вере, рассматриваются библейские сюжеты. Всё это проходит в доступной форме, с учетом возраста, чтобы ребятам всегда было интересно. Главной задачей воскресной православной школы для детей является духовное просвещение подрастающего поколения. Дело в том, что в современном мире с раннего возраста человеку доступен огромный объем разнообразной информации, большая часть которой может негативно отразиться на развитии личности. Православные школы выходного дня помогают ребятам разобраться в потоке информации, «отбраковывать» бесполезные и вредительские знания.

Уроки воскресной школы проводятся в форме диалога, позволяя высказаться каждому ученику. Все имеют возможность быть выслушанными. Беседы помогают детям получить опыт общения и поиска совместных решений. К тому же, диалог развивает речь и учит слушать собеседника. Педагог излагает материал в простой форме и помогает ребятам в ходе беседы сделать необходимые выводы самостоятельно. Обучение сопровождается демонстрацией наглядных пособий и аудио или видеоматериалов. Такая методика позволяет хорошо усвоить полученную информацию. А живость и эмоциональность обстановки помогают сформировать позитивное отношение ко всему, чему учат в воскресной школе.

Немало внимания уделяется скреплению отношений внутри семьи, повышению духовного статуса и авторитета семьи. Ведь воспитание личности не может ограничиться лишь посещением ребенка церковных занятий. Работа со старшим поколением является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания прихожан. Родители активно привлекаются к образовательному процессу, их участие в детских мероприятиях всегда приветствуется и поощряется. Для взрослых  также проводятся занятия по Закону Божию,  в которых участвует и настоятель Храма Рождества Христова отец Александр.

Кроме учебных занятий  существуют и творческие занятия.  С большим интересом  дети вышивают, лепят, рисуют.

Перед большими церковными праздниками, мы приглашаем музыканта и разучиваем, например, колядки, литургии…

Очень жаль, что занятия по церковному песнопению не ведутся по графику из-за отсутствия музыкального работника. 

– Расскажите поподробнее о том, как проходит каждый урок.

– Уроки проходят по воскресеньям и длятся один час. В воскресной школе нет дневников и нет оценочной системы.  Основная оценка – это похвала: «ты сделал это очень хорошо», «замечательная у тебя работа», «прекрасно», «сегодня ты очень постарался на занятии, ты молодец».

Затем, мы пьем все вместе чай.  За чаепитием, даю возможность  ребятам  пообщаться между собой, потому что они и сами говорят, что скучают друг по другу. Затем 15-20 минут активной информации. После чего закрепляем тему  занятия. В заключение мы подводим итог. В заключение мы подводим итог.

– Сложно, наверное, оценивать работу учеников, если на занятии все работают с удовольствием, а на уроке совсем семейная обстановка?

– Я стараюсь не оценивать, потому что здесь все равны, все ценны. Поэтому не бывает на Законе Божием победителя, не бывает и соревнования. Ребята получают мотивирующие оценки – это делается для того, чтобы оживить общение между ними или поощрить за то, что они постарались. Мне кажется, что в воскресной школе стоит воздерживаться от оценок в принципе.

Конечно, есть более активные ученики, безусловные лидеры, которые более качественно усваивают материал. Но здесь надо отдавать предпочтение тем ребятам, которые молчат и иногда готовы спрятаться за лидерами, как в обычной школе. Им надо давать возможность самовыражения.

Так что же такое  воскресная школа – это немножко другое, и даже «множко» другое. Здесь не бывает слабых и отстающих.

– Занятия в воскресной школе отличаются от  школьного модуля «Основы православной культуры» тем, что здесь более углубленно изучается  Закон Божий таким маленьким деткам?

– Закон Божий преподавать сложно, потому что предмет налагает очень большую ответственность. Часто  чувствую в себе  необходимость совершенствовать себя. Как педагоги общеобразовательных школ никогда не прекращают образовательный процесс – повышают квалификацию, читают, делают какие-то новые методические разработки, так и для воскресной школы это очень актуально.

Но, кроме того, преподавание в воскресной школе обязывает следить за своей духовной жизнью. Если человек в Боге, если мысли направлены в нужное русло, то Господь поддерживает в любых трудностях. А вот если ты духовно растерялся, то начинаются шатания и сложности.

Помогают методические разработки, которые  и отец Александр и педагоги воскресной школы привозят ото всюду.

Помогают и другие материалы – например, «Закон Божий», другие книги, которые написаны  понятным языком, доступным для детей, и, кроме того, все его содержание визуализировано.

Также у нас в приходе есть неплохая  библиотека, которой можно пользоваться, поэтому есть возможность учиться все время.

Я учу детей, а дети учат меня, и сами помогают преодолеть все трудности. Дети в воскресной школе – не буду им приписывать какие-то особенные качества – но, по крайней мере, в моем классе я чувствую от них поддержку и понимание всегда. Помогают своим присутствием, своими вопросами, иногда могут натолкнуть на мысль, о которой я забыла. Или задать такой вопрос, который позволит всему классу углубиться в материал и понять больше.

- Как идет подготовка к новому учебному году?

- Начало нового учебного года мы ждем с нетерпением. Этим летом идет капитальный ремонт бывшего прихода, здания, которое передано воскресной школе. Мы получим новое отремонтированное светлое свое помещение. Это здорово!

И еще! Хочется пригласить творческих людей, имеющих желание  работать с детьми в воскресной школе. Очень хочется, чтобы в этом году у нас появился музыкальный работник, который бы смог в течение года проводить занятия церковного песнопения.

Хочется пригласить на наши воскресные занятия и ребятишек. Будет интересно!