В сентябре этого года по благословению настоятеля прихода храма в честь Рождества Христова, иеромонаха Александра, детская Воскресная школа вновь распахнула свои двери для детей, пожелавших в ней заниматься.
Занятия проходят в «Православном духовно – просветительском центре» по адресу ул. Заводская, 35.
К началу занятий наш благотворитель и меценат Попов Сергей Владимирович выделил средства для оборудования класса необходимой мебелью.
Для поступления было необходимо: желание ребенка, согласие родителей, возраст ребенка не менее 7 лет.
Первый год обучения ученики осваивают курс «Храмоведение».
На занятиях дети получают первые представления о Боге Творце, о событиях Священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, о Церкви как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни через приобщение к постам и праздникам.
Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно и полностью называть свое имя, а через это устанавливать связь со своим небесным покровителем, учатся ему молиться.
Поскольку традиция называть детей в честь святых была утрачена, Воскресная школа призвана помочь семье правильно определить день именин ребенка и родителей, пробудить интерес к изучению житий семейных святых.
На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог.
Говоря о венце творения, побуждаем ученика задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни.
Разбирая свойства Божии, даем простейшие примеры троичности в природе, пытаясь на доступном языке дать понятие о Боге Троице.
Обучая детей правильно налагать на себя крестное знамение, объясняем, что таким образом мы исповедуем веру в победу Сына Божия над грехом и смертью, которую Он одержал через Крест.
Получение знаний о Боге в православном понимании невозможно без общения с Богом. Этому общению мы учим детей, давая им первые молитвы Пресвятой Троице, Богородице, Ангелу Хранителю, святым.
Для детей из невоцерковленных семей это особенно важно, так как возможно, что это будут первые молитвы, которые помогут их семье приблизиться к церковной жизни.
Обучая ребенка молитве за своих родных, живущих и уже почивших, мы решаем две задачи: учим помнить о своих близких, ибо нельзя любить Бога не любя ближнего, и даем понятие о Церкви земной и Небесной, как о Едином Теле.
Рассказ о Таинствах ограничиваем их перечислением, предлагаем раскрасить картинки с Таинствами и выполнить несложное задание – отгадать, для какого таинства предназначен тот или иной богослужебный предмет (купель, Крест и Евангелие, чаша, венцы, елей и кисточка для помазания).
Девять уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Рабочие листы с этими уроками снабжены большим количеством схем, моделей, на которых детям предлагается подписать название частей храма. Знакомя детей с богатой символикой храма, обращаем внимание на правило поведения в Доме Божьем.
Разбирая устройство иконостаса, мы выделяем в этом классе две темы: Праздничный ряд и Царские врата. Урок, посвященный Праздничному ряду иконостаса, превращается в очень краткий курс новозаветной истории, за один урок мы прослеживаем всю цепочку новозаветных событий от Рождества Богородицы до Ее Успения. Дети раскрашивают небольшие стилизованные изображения двунадесятых праздников. Поэтому мы назвали этот урок «Праздничный ряд иконостаса – священная история в красках».
Урок, посвященный Царским вратам, мы соединяем со знакомством детей с Библией. Разбирая символы евангелистов, изображенные на Царских вратах, подводим детей к теме «Евангелие. Священное писание» Выход священника с Евангелием из Царских врат означает, что Сам Христос Бог и Царь Вселенной проходит через эти двери. Кроме того на Царских вратах изображается праздник Благовещения – день, когда Архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что у Нее родится Сын Божий – а это и есть та благая весть, которую записали евангелисты. Таким образом, проводим параллель между понятиями «Благая весть – Евангелие – Царские врата»: открываются Царские врата – и мы встречаемся с Господом, открываем Евангелие и тоже встречаемся с Господом.
На уроке, приходящемся на начало Великого поста, рассказываем детям о том, каким задуман был человек Творцом, как человек нарушил этот замысел своим непослушанием и отпал от Бога, как любящий Бог пообещал вернуть человеку эту связь и как выполнил обещание, придя к людям, и как люди, не смотря на предупреждения пророков, не узнали своего Спасителя и предали Его страшной казни на Кресте, но Спаситель воскрес, восстановив этим союз с людьми. Вспоминая коротко все эти события, объясняем детям, что смысл Великого поста – это подготовка к главному празднику – Пасхе, и как нужно проводить пост.
Ко дню Торжества Православия приурочена тема «Почему мы почитаем иконы», которая включает рассказ о первой нерукотворной иконе Спасителя, о первом иконописце – апостоле Луке, о том, кто кроме Иисуса Христа изображается на иконах.
Крестопоклонная неделя дает нам повод поговорить о разных формах Креста, не забывая конечно о том, что Крест для нас – это напоминание о страданиях Господних, и что значит «нести свой крест».
В связи с тем, что, как правило, учебный год заканчивается до праздников Вознесения и Пятидесятницы, рассказы об этих событиях мы объединяем в один урок, названный нами «От Пасхи до Троицы»
Завершаем курс изготовлением поделок ко дню Жен Мироносиц, призывая детей поздравить с этим праздником своих мам и бабушек.
Таким образом, в ходе первого года обучения дети получают первые представления о Боге – Творце, о событиях Священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, о Церкви, как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни через приобщение к постам и праздникам.