Храм в честь Рождества Христова пгт. Прогресс

Карта сайта

Икона дня

Календарь

Нажмите на икону, чтобы просмотреть православный календарь!

Сырная седмица. Масленица. Прощёное воскресе́нье .

В 2020 году начинается 24 февраля и заканчивается в воскресенье, 1 марта, заговеньем на Великий пост.

 

Сы́рная седми́ца — последняя подготовительная седмица к Великому посту. Седмица является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают. Вкушают молочные и рыбные продукты.

Начинается сырная седмица Неделей мясопустной, о Страшном Суде, завершается перед Неделей сыропустной (Прощёным воскресеньем).

На сырной седмице уже не совершается Таинства брака (венчание). В среду и пятницу не служится Литургия. На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина.

Сырную седмицу полезно посвятить осмыслению предстоящего поста, определению его меры для себя, подготовке к прощёному воскресенью, душеполезному общению.

Ма́сленица – народное название Сырной седмицы.

Масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого ПостаЦерковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к последней подготовительной седмице (неделе) перед Великим Постом. Для православных Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к Посту. 
Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Прощёное воскресе́нье .– последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная).

В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами.

Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?

Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после отпуста. Общие его черты таковы.

Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».

Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.

Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.

Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.